Loadersystem

ИЛИ

КАК УСТАНОВИТЬ НЕСКОЛЬКО ОC НА ОДНОМ КОМПЬЮТЕРЕ

Оглавление:

[Статьи на тему...]

[Загрузчик Lilo]

[NT loader]

[Операционные системы]

Компьютерные комплектущие

[Разные статьи]

Полезное

Одежда

Для дачи

Отдых

Настоящая операционная система


Что такое суррогат, знают все давным-давно. Это продукт, лишь по некоторому внешнему сходству являющийся заменой натурального. Суррогаты возникают благодаря бедности и нетребовательности определенных слоев населения (причем бедность может быть не обязательно материальная). Все мы помним якобы кофейный напиток из овса и "народный автомобиль" Запорожец, который требовал ремонта через каждые несколько километров пробега. Вряд ли кто-то может сказать хорошее о таких вещах - при первой возможности от них стремились избавиться. Потому что суррогатные вещи не решают проблем, ради решения которых их приобретали. По сути - это лишь временный самообман. Нечто похожее происходит и в компьютерном мире. Пока пользователи осваивали компьютер, им нужна была максимально простая среда, позволявшая снять психологический барьер. На роль учебного тренажера отлично годилась графическая оболочка Windows из-за своей примитивности и нетребовательности к ресурсам. Но годы шли, и становилось все яснее: Windows - это как раз тот самый суррогат, который, сыграв свою роль, должен сойти со сцены. Вся состоящая из компромиссов, противоречий и упрощений, эта система не позволяет реализовать творческий потенциал квалифицированных пользователей и возможности современного железа. Наступает время использовать настоящую операционную систему.
О настоящей ОС и пойдет речь.



О, кто ты, прекрасная незнакомка?!


Роман Соболенко

...Да, надоели всем нескончаемые обновления Windows. О BeOS слухи ходят уже давно. Не прошло незамеченным, как понимаю, и недавнее сообщение в "Компьютерной хронике" о том, что компания Fujitsu решила комплектовать некоторые модели высокопроизводительных компьютеров, предназначенных для продажи в Европе, этой системой.

Компакт с какой-то версией BeOS (имейте в виду, что на сегодня последней официально выпущенной является BeOS Release 4) я уже видел в магазине, но почему-то взять его поленился. И пока сам еще не попробовал, что это такое и в самом ли деле эта система имеет ряд преимуществ не только перед Windows NT, но и перед другими сегодняшними профессиональными системами. Море информации о BeOS можно найти на сайтах компании Be, Inc. Пользуясь этими сведениями, попытаюсь ввести вас в курс дела. Хотя обещания создателей, как обычно, выглядят чересчур радужными, думаю, что в них есть зерно истины.


Откуда взялась BeOS

Толчком к созданию принципиально новой операционной системы послужило распространение цифровых способов обработки информации, в первую очередь видео, аудио и графики. Авторы BeOS справедливо отмечают, что многократно возросшие возможности и мощность новейших персональных компьютеров и рабочих станций вступают в противоречие с операционными системами, чрезмерно усложненными и пребывающими в настоящее время уже в довольно почтенном возрасте. Эти системы появились, когда никто и не думал о мультимедиа, потому их архитектура не является оптимальной для работы с такими данными и приложениями.

Разработчики BeOS не стали брать за основу Windows или UNIX. Они придумали концепцию мультимедийной операционной системы, названную ими MediaOS, и начали реализовывать ее практически с нуля. Используя при этом, разумеется, новейшие подходы - такие как объектно-ориентированное программирование и самые перспективные архитектурные решения. Причем, в отличие от прошедших долгий путь развития систем, эти подходы применены абсолютно на всех уровнях, а не только в графическом интерфейсе.

Несколько слов об основных особенностях предложенной ими концепции и готовой системы. Во-первых, сама концепция MediaOS предполагает максимально полное использование аппаратных ресурсов компьютера, поскольку без этого невозможно эффективно обрабатывать цифровые медиа-данные. BeOS рассчитана на многопроцессорные системы, и на них с мультимедийными задачами она справляется значительно эффективнее, чем Windows NT или UNIX.


Многопоточность и многозадачность в BeOS

В BeOS реализован принцип проникающей многопоточности. Каждая программа разбивается на множество небольших задач, выполняемых одновременно. Таких задач - вычислительных потоков - может быть десяток, а может и тысяча. Потоки распределяются между процессорами системы, что повышает скорость их выполнения. Проникающей многопоточность названа разработчиками BeOS потому, что, в отличие от других систем, она применена на всех без исключения уровнях - от ядра и файловой системы до пользовательских приложений.

Разумеется, в BeOS реализована и многозадачность. Причем использован вытесняющий принцип, который позволяет одновременно запустить большое число приложений, хоть сотню, и система при этом остается работоспособной, не виснет. Благодаря вытесняющей многозадачности BeOS при любой нагрузке не требуется много времени на переключение между приложениями. Система в любых условиях сохраняет хорошее время отклика.

Не менее важной является усовершенствованная защита памяти. BeOS использует виртуальную память, что позволяет снабдить необходимыми ресурсами массу работающих одновременно программ. В то же время приложение не способно повлиять на выделенную "соседу" память, и при зависании одной из программ другим, как и системе, это событие до лампочки. По словам разработчиков, дополнительную безопасность работы приложений и надежность обеспечивает интегрированная в систему внутренняя архитектура клиент-сервер (правда, я не совсем разобрался, что конкретно под этим понимается).


Файловая система BeOS

Так как разработчики BeOS с самого начала знали, с какими массивными данными им придется иметь дело, они создали совершенно новую 64-битовую файловую систему. Она способна адресовать значительно больше дискового пространства, чем типичные сегодняшние 32-битовые файловые системы. Поэтому размер файлов, как и дисковых томов, не ограничен 4 гигабайтами - BeOS предоставляет возможность записывать файлы терабайтного объема, если у вас найдется, на что это сделать.

Файловая система BeOS позволяет записывать громадные файлы, сохраняя без компрессии и обработки свежеоцифрованные с высоким разрешением видео- и аудиоданные. Это открывает возможность создания чрезвычайно эффективных и доступных по стоимости систем профессионального монтажа.

Кроме того, файловая система BeOS обладает встроенными функциональными возможностями базы данных - наряду с файлами данных записывается масса атрибутов и индексов. В ней имеется поисковый энжин, позволяющий с помощью языка запросов легко и быстро найти нужную информацию. Замечу, что это функция операционной системы и никаких СУБД не требуется. Благодаря протоколированию файловая система BeOS обеспечивает высокую надежность хранения данных и помогает оптимизировать доступ к ним.


Пользовательский интерфейс BeOS

И конечно, у BeOS мощный графический многооконный пользовательский интерфейс. Рабочие пространства могут иметь свою глубину цвета и другие атрибуты, наследуемые открываемыми в них окнами приложений. Система обладает встроенной поддержкой OpenGL, что упрощает создание приложений трехмерной графики и позволяет оптимизировать их производительность на системном уровне. Повышено и качество графики, например по умолчанию используется сглаживание шрифтов (anti-aliasing).

Раз BeOS от А до Я писали с применением объектно-ориентированного подхода, то неудивительно, что разработчики сделали ее полностью модульной. У BeOS модульная динамическая многопоточная система ввода-вывода, позволяющая подключать новые драйверы устройств, даже не перегружая после этого систему. Пожалуйста, "на лету" изменяйте конфигурацию периферии компьютера, не прерывая многочасовое выполнение ресурсоемких вычислительных задач, идущее в фоновом режиме.


Сетевые возможности BeOS

Для BeOS Интернет - родная среда. В системе для сетевого взаимодействия компьютеров используется TCP/IP, совместный доступ к файлам организован на основе ftp-протоколов. Каждый компьютер с BeOS способен выполнять в сети роль файлового сервера. В систему встроены клиентские функции электронной почты и Web, как и функции Web-сервера. Кроме того, в BeOS встроен сервер Telnet, что позволяет получить доступ к своей системе из любой точки мира. Сетевая система BeOS, так же как ее файловая система и пользовательский интерфейс, построены по модульному принципу с применением многопоточности. Это гарантирует возможность использования в будущем новых высокоскоростных протоколов и сетевых сервисов по мере их появления.

Но и это не все. BeOS позволяет обращаться к данным других систем. В настоящее время она поддерживает Windows FAT 16 и 32, ISO9660, HFS (Mac OS) и NFS. Эта поддержка обеспечивается подключаемыми модулями, выпускаемыми не только компанией Be, но и сотрудничающими с ней разработчиками, так что список расширяется постоянно. Для сетевой печати в BeOS можно использовать работающие в среде Ethernet лазерные принтеры AppleTalk, а также другие модели, понимающие протокол TCP/IP.


На чем работает BeOS

На какие компьютеры рассчитана BeOS? Разумеется, на существующие и широко распространенные аппаратные платформы. Как утверждают разработчики, BeOS прекрасно работает на машинах архитектуры Intel (простой Pentium и мощнее) и PowerPC. Как на многопроцессорных, так и на оснащенных всего одним процессором. Только в последнем случае вычислительные потоки не распределяются между несколькими процессорами, а замыкаются на один-единственный. Безусловно, это сказывается на производительности, но BeOS тем не менее сохраняет все свои преимущества.

BeOS мирно уживается на одной машине с другими операционными системами, включая, к примеру, Windows, Linux, MacOS. В комплект системы входит менеджер загрузки BeOS Bootman, позволяющий при перезагрузке выбрать систему, с которой собираетесь работать. Выполняйте мультимедийные проекты средствами и приложениями BeOS, а для других целей используйте, на здоровье, другие системы и свои старые программы.

Сложнее с интернациональной поддержкой. BeOS - англоязычная система, но использующая кодировку Unicode UTF-8, которая применяется в Java. Благодаря этому вы можете просматривать документы на разных языках и обращаться к дискам, где в названиях файлов используются не только английские буквы. Но для ввода пока предусмотрен только английский модуль. Разработана поддержка японского языка при вводе. Эта функция также является модульной, поэтому обогатить возможности системы способны сторонние программистские фирмы. Если захотят.


Что еще хотите знать?

Кроме сведений, с которыми я вас познакомил, на сайтах Be, Inc. присутствуют обширные разделы вопросов и ответов. Полезно их почитать, чтобы уяснить некоторые тонкости. Вот, например, такие:

- Собирается ли Adobe переписать программы для BeOS? Есть ли Photoshop для BeOS?

- Как и другие ведущие компании, Adobe зарегистрировалась в числе разработчиков программных продуктов для BeOS. Однако суть проблемы в том, что для BeOS надо писать приложения заново, а не адаптировать старые программы. Это единственный вариант добиться максимальной эффективности. Тут, как говорится, карты в руки небольшим программистским фирмам, не отягощенным грузом поддержки старых версий, более мобильным и готовым к переходу на передовые технологии. Если у этих ребят есть новые идеи, им не придется воровать куски кода в чужих продуктах. Компания Be предоставит все необходимое для реализации проектов.

- Позволяет ли BeOS совместное использование вычислительных ресурсов, таких как процессорное время?

- Пока нет, но над этой интересной идеей уже думают.

- У меня есть многопроцессорная система, но ее нет в списке BeBox. Будет ли система BeOS работать не ней?

- Mais oui! But of course! Разумеется! Иначе она не была бы BeOS!

- Сколько приложений уже выпущено для BeOS?

- Сегодня для BeOS написано уже свыше 900 приложений: от небольших демонстрационных программ до полнофункциональных коммерческих пакетов. Свое желание писать программы для BeOS изъявили более 4,500 разработчиков. Когда BeOS стала коммерчески доступной, число приложений для нее начало быстро расти. Что сегодня есть, можно посмотреть на сайте BeDepot.com.

- Но как ведут себя "знаменитости"? Будут ли и они разрабатывать приложения для BeOS?

- После выхода BeOS Release 4 многие фирмы проявили к этой версии неподдельный интерес. Но только некоторые из них готовы обсуждать свои планы публично. Из самых известных фирм, занявшихся разработкой приложений для BeOS, следует упомянуть MGI, Steinberg и Maxxon.

- Как можно сравнить BeOS с Windows NT?

- На самом деле в компании Be любят Windows NT. Некоторые компьютеры с Windows NT подключены в качестве файловых и сетевых серверов к сети с BeOS - машинами. В этой же сети есть UNIX-системы и компьютеры с MacOS. Но между всеми этими системами есть основополагающие отличия. Она рассчитаны на решение совершенно разного круга проблем. Windows NT была призвана стать надежной и мощной системой для сетевых серверов. И она ею стала, потеснив в честной конкуренции Novell Netware (и хорошо, что это сделала). Теперь она начинает успешно конкурировать с UNIX-системами для компьютеров класса рабочих станций, таких как системы Sun, SGI и IBM RS6000. Новые версии Windows NT отличаются добавлением большого количества функций сетевого администрирования, позволяющих ей выступать своего рода коммуникационным концентратором между клиентами всех типов. А BeOS - это операционная система, разработанная специально для удовлетворения потребностей разработчиков цифровых медиа-данных. Под обработку видео, звука, трехмерной анимации, графики оптимизированы все без исключения части BeOS. Эта система построена с нуля на базе концепции MediaOS и не отягощена грузом древних решений. Она снимает ограничения с высокопроизводительных архитектур и открывает путь для использования на полную катушку вычислительных возможностей современных персональных компьютеров при разработке мультимедиа и цифровых материалов.

- А как BeOS соотносится с Linux?

- Опять же, речь идет о совершенно разных задачах и целях. Linux, FreeBDS и Unix в целом представляют собой огромные серверные операционные системы. На них получаются великолепные почтовые, файловые и Web-серверы, и они справляются с большинством других сетевых задач. Linux, как и другие варианты UNIX, правильнее напрямую сравнивать с Windows NT.

- Составит ли BeOS конкуренцию Windows? Не боитесь ли, что Microsoft раздавит вас своим весом?

- BeOS предназначена для обработки в реальном времени цифровых медиа-данных на аппаратном обеспечении потребительского класса. Это специализированное средство, наилучшим образом подходящее для весьма ограниченного круга применений. Операционные системы от Microsoft решают гораздо более широкий круг задач. BeOS прекрасно дополняет Windows, предоставляя людям возможность выбрать для конкретной работы наиболее подходящий инструмент - острый нож, если они нуждаются в нем, а не в кувалде. Если вы работаете с Office, несомненно, вам надо пользоваться Windows. Но если вам понадобится в реальном времени манипулировать одновременно 16 цифровыми аудиотреками CD-качества, вам придется найти что-нибудь более подходящее для этого - BeOS.




Опубликовано в "Компьютерной газете" http://www.nestor.minsk.by/kg







В журнале "Подводная лодка" №12-1999 по недосмотру редактора появилась удивительная статья. Написал ее Андрей Кожемяко, называется Let it Be! Что ж, предоставим слово автору. Сразу предупреждаю, статья большая - килобайт на тридцать.


Let It Be!

Андрей Кожемяко

В последнее время наблюдается большой рост интереса к альтернативным (по отношению к Windows) системам. Чем-то это напоминает конец 1994 г. Как и тогда, вдруг оказалось, что Windows (тогда это была версия 3.11, сейчас - 98) обладает малой устойчивостью к сбоям, не позволяет полностью реализовать мощность компьютера, не оптимально расходует системные ресурсы, обладает далеко не лучшим интерфейсом пользователя (всем, кто считает интерфейс Windows 98 самым лучшим, советую задуматься над вопросом - какова причина появления тысяч программ, не делающих ничего, кроме некоторого изменения внешнего вида системы). Как альтернативу и тогда и сейчас фирма Microsoft предлагает Windows NT (тогда - 3.51, сейчас - Windows 2000), которая уж очень много потребляет ресурсов (в качественном смысле - количественные требования давно другие) и не слишком-то "дружелюбна" как к программам, так и к пользователю. В то время подобная ситуация вызвала огромный интерес и бурное распространение OS/2, да и на системы типа UNIX (тот же самый Linux, например) начали обращать внимание. Однако Microsoft было чем ответить: 1994-95 гг. она обещала сделать что-то "эдакое", выбросив в конце концов на рынок первую версию Windows 95. К тому моменту, как пользователи поняли, что их, грубо говоря, "кинули", т. к. появившийся продукт оказался более слабым по возможностям, чем приснопамятная OS/2, к выпуску готова уже была Windows 95 OSR2 и об остальных системах начали тихо-мирно забывать. Впрочем, не обо всех: Linux вот живет и развивается. Чем все закончится сейчас? Говорить трудно: такого "механического зайца", как Windows 95, в запасе у "Большого Билли" нет (Windows 98 недалеко ушла от Windows 95 OSR 2.5, а Windows Millennium похожа на них еще больше, чем они на Windows 3.X). Может быть, и выкрутятся как-нибудь. Речь не об этом, а о другом: что же делать тем, кто уже столкнулся с тем, что Windows - система слабая? Об установке Linux я говорить не буду: выяснилось, что она тоже не является пределом мечтаний. Например, необходимо хоть немного разбираться в администрировании UNIX-систем, чтобы в одиночку работать на своем домашнем компьютере. Для себя я (да и не только) нашел другой вариант: что бы вы сказали, услышав, что существует система не менее дружественная, чем MacOS, менее требовательная к аппаратуре, чем Windows 95, и не уступающая (а кое в чем превосходящая) по возможностям Windows 2000? Такого не бывает? Бывает, если говорить о BeOS.


Операционная система BeOS

Что же это за система и в чем ее прелести? Чтобы понять это, стоит совершить экскурс в историю. Совсем небольшой - система очень молода. В 1996 г. фирма Be Inc. начала поставки нового компьютера BeBox. Создан он был в основном для работы с мультимедиа, причем именно для создания мультимедиа-продуктов. Соответствующей была и конфигурация: два процессора PowerPC, емкий жесткий диск, большой объем ОЗУ. Но для нового компьютера нужна была новая операционная система - существующие не подходили по ряду требований. Идеальным вариантом было бы использование MacOS, благо большинство художников-аниматоров того времени работало на Apple Macintosh. Сделать это было бы не очень сложно: Apple как раз раздавала лицензии на производство совместимой техники. Однако рассчитанная на персонального пользователя MacOS не обладала необходимой поддержкой многопроцессорных конфигураций и высокой устойчивостью, да и ее файловая система (немаловажный факт, если учесть, что при монтаже видеоразмер файлов измеряется гигабайтами) оставляла желать лучшего. На PowerPC к тому времени работали многие версии UNIX, в частности SunSoft Solaris и IBM AIX. Однако от их применения тоже решено было отказаться: система делалась не для компьютерных энтузиастов, а для людей, переходящих с Mac, а для них знание UNIX было, мягко говоря, излишне. Да и не нужна на персональном компьютере многопользовательская ОС (о чем сегодня так часто забывают апологеты UNIX).

Словом, требовалась абсолютно новая система. С этим в Be справились с успехом. За основу пользовательского интерфейса была взята MacOS как максимально удобная. Причем система делалась изначально как графическая, а не текстовая, с возможностью запуска графического интерфейса (в этом ее отличие от OS/2, UNIX и Windows); более того, текстовый режим в BeOS, как и в MacOS, просто отсутствует. Основой программного API стал Posix с некоторыми ограничениями, так что Be можно назвать UNIX-совместимой: под нее с успехом переносятся программы, отвечающие открытым UNIX-стандартам. Но UNIX'ом она не стала: "обрезали" как раз поддержку многопользовательского режима, до сих пор вызывающего трудности с администрированием. Для первой версии была разработана собственная файловая система, построенная по типу базы данных. Однако от этого пришлось отказаться: хоть BeBox и стал самым мощным персональным компьютером того времени, но эта идея настолько опередила время, что и его мощности было недостаточно для ее реализации. Поэтому в качестве базы использовали систему BFFFS (на ее основе, кстати, построены файловые системы большинства версий UNIX-систем), несколько ее переработав. Так, например, "новорожденная" BFS (Be File System) была первой на рынке 64-разрядной файловой системой, что позволяло работать с файлами размером в несколько террабайт (под Windows тяжкое "наследие прошлого" до сих пор дает о себе знать: предназначенный для работы с видео формат AVI накладывает на файл ограничение в 2 Гбайт, что недостаточно для профессионального применения).

Через некоторое время в Be Inc. поняли, что конец 90-х гг. совсем не то время, когда можно заниматься продвижением на рынок новой аппаратной платформы. Именно поэтому все работы над аппаратурой были полностью свернуты. К этому моменту система была уже портирована на PowerMac, однако эти компьютеры занимали достаточно узкую нишу. Поэтому было решено перенести Be еще и на платформу х86, что вскоре и было сделано: BeOS Release 3 работала как на Mac, так и на РС. Выход на новый рынок привел к необходимости расширить поддержку оборудования, улучшить работу в сети и привлечь к системе внимание сторонних производителей программного обеспечения. Это с успехом (по крайней мере, сегодняшнее положение дел можно считать именно успехом) было сделано. После нескольких версий Release 3 свет увидел Release 4, а затем и Release 4.5 - наиболее совершенная на сегодня версия системы.


BeOS - это вам не Windows

О чем придется забыть сразу каждому пользователю Windows? Ну про текстовый режим уже было сказано: с момента начала загрузки системы и до выхода из нее по экрану не пробежит ни одного текстового сообщения в стиле MS DOS. Во-вторых, ему придется раз и навсегда оставить в прошлом сложную процедуру установки, неторопливость в работе и программы размером несколько сотен мегабайт. Это не рекламные заявления - испытал на собственном опыте.

Начнем с инсталляции. После того, как я первый раз вставил в CD-ROM диск с новой ОС (тогда еще Release 4), произошло следующее. Система спросила, на какой раздел будет проводиться установка. Я специально отвел на винчестере 1 Гбайт пространства и указал системе создать там свой раздел. Запустилась программа разметки (как и все в системе, графическая), и раздел был создан. Затем система нашла Windows и порекомендовала установить Boot Manager, на что я согласился. После чего меня попросили подождать, пока закончится установка. Примерно через 5 (именно 5) минут установка была закончена. А вот Windows 98 на мой компьютер устанавливается мин 25-30, пару раз перезагрузившись при этом. Раньше я считал это нормальным, но теперь появился закономерный вопрос к Microsoft - почему?

Может быть, система устанавливается не полностью и требуется время на доводку ее до приемлемого состояния? Да нет - так ведет себя как раз Windows. После установки Windows 98 я получал неработающие до инсталляции драйверов звуковую карту SB Live! и устройство типа "PCI VGA Adapter" (так она обзывала мою видеокарту на чипе Voodoo Banshee для шины AGP с 16 Мбайт памяти). Приходилось ставить драйвера и еще два раза перегружаться. BeOS4.5 за свои 5 минут устанавливала полную поддержку этих устройств.

Одна из причин столь высокой скорости - это компактность системы: BeOS занимает примерно в 2 раза меньше места, чем Windows 98. Однако набор стандартно поставляемого ПО такой, какой ни для одной версии Windows вам и не снился (далее лишь очень краткий перечень):

  • Два текстовых редактора, один из которых эквивалентен Notepad, а второй имеет более широкие возможности, чем Wordpad.
  • WWW-броузер и программа электронной почты. Они слабее, нежели Internet Explorer 4.0 и Outlook Express, но вполне работоспособны. При этом суммарно они занимают на порядок меньше места на диске.
  • WWW-сервер.
  • Утилита для распаковки архивов (удивительно, но в Windows ее до сих пор нет).
  • Богатейший набор средств мультимедиа. Причем речь идет не о проигрывателях, а о таких вещах, как функции видеозахвата и тому подобное.
  • Очень удобная адресная книжка, просто несравнимая со встроенной в Outlook Express (последнюю невозможно использовать с другими приложениями). Несравнимая и по размерам: пара десяков килобайт.
  • Интегрированная система разработки приложений на языке C++. Естественно, понадобится она немногим, но вот если понадобится... Microsoft Visual C++ (ближайший аналог в мире Windows) занимает порядка 500 Мбайт на диске и стоит несколько сотен долларов.
  • Графический редактор. Пусть не Photoshop, но далеко не Paint.
  • Мощные и удобные средства настройки и диагностики.

Это только часть того, что получает каждый пользователь после установки BeOS. Сколько все это занимает? Пустячок - меньше 200 Мбайт.

Кстати, наличие среды разработки приводит к тому, что для системы написано большое количество бесплатных и условно бесплатных программ. Большое значение имеет и то, что полную документацию по API можно получить от разработчика абсолютно бесплатно. Так что любой студент, заинтересовавшийся программированием, способен что-нибудь написать под Be. Под Windows, правда, тоже... если где-нибудь достанет дорогостоящий компилятор и найдет к нему нормальную документацию.


Совместимость

Всякая система чего-либо стоит лишь тогда, когда она способна нормально работать с оборудованием, имеющимся у пользователей, а также легко обмениваться информацией с владельцами других систем. Ну что ж, поговорим об этих вещах.

Привыкшим бороться с выкрутасами различного оборудования под управлением Windows, под BeOS придется нелегко: любая "железка" в этой системе либо работает, как положено, либо не работает вовсе. Можете для проверки зайти на http://www.xnet.ru/~qsti/artic/www.thebesite.com и обратить внимание, насколько там редко встречается такая оценка работы оборудования, как "4" (работает, но возможны проблемы) или "3" (работает, но недоступны некоторые функции), понятно откуда это: например, нет поддержки для скроллирующих мышей - в BeOS прокрутку делать удобнее, чем в Windows, а сами производители мышей не позаботились. А что поддерживается? Не так уж и мало.

Гарантированно функционирует все "стандартное" железо: от EIDE-контроллера до шины USB. Поддерживается большинство SCSI-контроллеров и устройств видеозахвата. Работают все приводы CD-ROM, какие только бывают. В своих родных режимах полностью функционирует большинство видеокарт на различных чипсетах от 3dfx, Nvidia, ATi и Matrox. Даже если видеокарта не поддерживается, вероятность того, что придется наблюдать все в оттенках серого при использовании 4.5 невелика: достаточно лишь того, чтобы видеокарта полностью поддерживала режимы VESA 2.0. Кстати, стандартным режимом Be для видеоадаптера VGA является 640х480 при 64 оттенка серого, выглядящий более приятно, чем 16-цветный режим Windows. Работают все принтеры, совместимые со стандартом PCL3, сетевой же принтер можно использовать в любом случае (лишь бы сервер печати мог обеспечить доступ к нему с Mac - для BeOS этого достаточно). Подобно Windows NT полностью поддерживаются многопроцессорные конфигурации. Со звуковыми картами ситуация сложнее, но вот со всей продукцией Creative проблем не возникает, даже с достаточно новым SB Live!. Компания Aureal недавно заявила, что и для ее чипов драйверы уже полностью готовы и вскоре поступят к пользователям. То, что сделано на схемах от Yamaha, работает чуть ли не с версии 3.1. Речь шла о звуковых картах для шины PCI, а с ISA-платами проблем еще меньше.

Что касается совместимости с другими ОС, то и этого в избытке. Система способна работать на компьютере параллельно с любыми операционками. Под BeOS читаются дискеты, размеченные под DOS и MacOS (в дополнение к собственному формату). На жестком диске полностью доступны разделы FAT16 и FAT32 как для чтения, так и для записи. Вообще, определить, является ли раздел "родным" для BeOS или нет, очень трудно: система работает с ними одинаково. Кстати, система хранит тип файла в стандарте MIME, так что можно говорить о полной совместимости BeOS с Internet (вплоть до ядра системы включительно).

Но все это совместимость по данным. По выполнимому коду BeOS ни с чем не совместима, и это можно отнести только к достоинствам, а не к недостаткам. Например, в Windows 95 при попытках добиться нормальной работы приложений MS DOS перетащили в систему практически весь код самой DOS, что вовсе не добавило ей устойчивости, зато принесло массу проблем. В NT на это пойти не могли и получили в результате неполную совместимость с DOS и практически не нужный код виртуальной машины. В OS/2 в свое время сделали совместимость с DOS и Windows 3.Х настолько хорошей, что никто не писал программы под саму OS/2 - и так все работает. А в BeOS таких проблем нет. Хочется запускать приложения для других систем - пишите эмулятор и запускайте. По крайней мере, при таком подходе старые приложения не будут мешать работе остальной системы. Впрочем, а кому это вообще надо? Ведь единственное, в чем сильна Windows, это игры, а остальные приложения для всех систем делают. Зато по данным совместимость практически 100%. Новые версии офисных программ под BeOS обещают ко всему прочему научить экспорту-импорту файлов Microsoft Office - вообще рай земной наступит.


О великий, могучий... многострадальный русский язык...

Написал про экспорт и импорт файлов и подумал: на одной шестой части суши обязательно проблемы начнутся - у нас в стране Microsoft Office несовместим даже с собственными файлами, но сохраненными другой версией, а с простыми текстовыми файлами и подавно. Да и вообще: многих ведь интересует, как там с поддержкой русского языка в BeOS?

А никак. Нет ее там... почти. Точнее она есть и именно в тех рамках, в которых ее стоит делать в любой системе, - раскладки клавиатуры есть, перекодировка в броузере есть, а использования кодов русских букв как специальных символов нет. Для полноты счастья не хватает только собственно переключателя клавиатуры, но его и скачать недолго. И еще понадобятся шрифты с русскими буквами, которые можно взять от той же Windows, а дальше можно делать все, что угодно. Основной кодировкой в BeOS является интернетовская UTF, так что никаких проблем после таких переименований не будет. А в какой кодировке будут сохраняться файлы с русскоязычным содержимым зависит от того, какие шрифты поставите. Вообще-то так уж повелось, что обычно используют кодировку Windows как самую распространенную.

Можно, конечно, утверждать, что полная локализация лучше. Однако возникает одно "но": ту же Windows с русскоязычным интерфейсом осваивать приходится не меньше, чем с английским, - все равно нужно учить новую терминологию, пусть и русскую. Кроме того, сколько не привлекай к работе специалистов по языку (как было сделано при локализации OS/2), многозначных толкований все равно будет немало. Неожиданно выясняется, что пункт меню делает совсем не то, что предполагалось. Да еще и клавиатурные команды желательно установить универсальными, вот и оказывается, что в русской версии Word файл сохраняется по "Ctrl+ы" (как в одном хорошем анекдоте: "это невозможно понять - это надо запомнить"). А то, что при локализации Excel переводу подверглись имена функций, иначе чем диверсией и не назовешь. А некоторые программы под Windows просто не работают с локализованными версиями. Впрочем, локализация - отдельная тема. У меня после работы с BeOS (а ранее с MacOS и Solaris) сложилось впечатление, что, если интерфейс системы хорошо разработан, освоить ее можно за 15-20 мин, даже если это версия для языка суахили, а если интерфейс проектировали как в Windows, никакая локализация не поможет. В BeOS приходится лезть в меню только в исключительных случаях, так что неважно, на каком языке оно написано. Про существование местного времени в Москве программа знает, с файлами, названными по-русски, работает, что еще надо-то?


Мелкие радости

Написал уже достаточно много, но сказал очень мало. Собственно ничего удивительного: можно посчитать, сколько в одной лишь ПЛ уделялось внимания работе программ и оборудования под Windows, сколько разные издания писали про MacOS и Linux. А тут ведь совсем новая система - никаких журнальных площадей не хватит, чтобы охватить все особенности. Поэтому не буду и пытаться: просто упомяну о некоторых вещах (мелочи и более серьезные "фичи"), которые врезались в память после начала работы с BeOS.

  • Что ни говори, но конкурентов у этой системы в мире Windows нет: и многопроцессорность и шину USB одновременно поддерживает только Windows 2000, которая на момент написания статьи еще не вышла официально. В Be все это есть уже полгода.
  • Операции в BeOS можно выполнить однокнопочной мышью, как в MacOS. Двух- или трехкнопочная мышь повысит удобство, но необязательна. В Windows одной кнопки мало, а три не будут использоваться системой (их применение возможно, только если конкретное приложение на это рассчитано).
  • Если вы откроете десяток окон любой программы под Windows, они займут весь TaskBar, причем будет неясно, где что. В BeOS они все займут столько же места в Tracker, сколько и одно приложение: просто при нажатии откроется вертикальное меню со списком всех экземпляров. Кроме того, там будут пункты Close All, Hide All и Show All. Эти операции средствами Windows невыполнимы, но нужны (по крайней мере, реализующие их утилиты пользуются немалой популярностью).
  • Сворачивать окно приходится гораздо чаще, чем разворачивать на весь экран или возвращать в нормальное состояние. Именно поэтому в BeOS первая операция выполняется двойным щелчком по заголовку, а вторая - специальной кнопкой. В Windows все наоборот.
  • Игра Descent, перенесенная под BeOS, занимает порядка 5 Мбайт за счет активного использования системных библиотек. Под DOS (ее родная платформа) и Linux она "весит" порядка 15 Мбайт. Так что BeOS - отличная среда для игр.
  • Установка соединения с Internet при помощи модема считается в BeOS процедурой настройки сети через Dial-Up. В Windows же Dial-Up Networking выглядит как отдельная программа.
  • После установки соединения Be показывает текущий IP-адрес компьютера. При использовании DHCP точно так же отображаются адреса машины и DNS-сервера. Эту информацию иногда нужно знать, а в Windows ее можно получить лишь при помощи дополнительных утилит.
  • В BeOS имеются средства для связи двух компьютеров через параллельные или последовательные порты. Первое быстрее, но в Windows осуществляется только при помощи дополнительных программ.
  • Под Windows "убить" стандартными средствами зависшую программу можно, но только в том случае, если она не является частью системы. В BeOS исключений нет.
  • В отличие от большинства существующих операционных систем, BeOS построена по микроядерному принципу, что значительно ускоряет все операции, уменьшает расход памяти и позволяет распараллелить практически все действия. Ненужные сервисы просто не загружаются. Ядра Windows и UNIX занимают по несколько мегабайт.
  • Из-за микроядерной архитектуры все сервисы BeOS выполняются независимо друг от друга. Ошибка в одном не может привести к краху всей системы. Возможно, придется перегрузиться, но корректным образом - про кнопку Reset и связанные с этим ошибки файловой системы можно забыть раз и навсегда.
  • Почтовый клиент, полностью идентичный Outlook Express по внешнему виду и выполняемым функциям, под BeOS занимает менее 2 Мбайт.
  • 90% программ под BeOS не требуют инсталляции. Остальные после инсталляции можно перенести мышью в любую папку - и они не утратят работоспособности.
  • В Windows не существует способа копирования или переноса файлов, если папка назначения не видна на экране хотя бы в закрытом виде. В BeOS достаточно лишь иметь доступ к самому файлу: перенести его можно в любое место в файловой структуре.
  • То же самое в BeOS касается и создания ссылок (Symbolic Links), эквивалентных ярлыкам Windows.
  • Если выделить часть текста или графического изображения, а затем мышью перетащить его на Рабочий стол или в другое место файловой системы, появится файл с именем Untitled.clipping ( - число). Затем этот файл можно перенести мышью в приложение, умеющее работать с такими данными, что приведет к выполнению операции Paste, но сохранит сам файл.
  • При нажатии кнопки Print Screen в каталоге /Home создается файл с именем screen.tga ( - число), содержимым которого является копия экрана. Формат TGA поддерживается практически всеми серьезными программами обработки изображений. В Windows для получения копии экрана необходимо запускать графический редактор или устанавливать специальную программу.
  • BeOS способна "сграбить" даже экран приложения, выполняющегося даже в полноэкранном режиме с использованием специальных библиотек. В Windows это возможно только для программ, работающих через GDI, но не DirectDraw или OpenGL (достигается только специальными программами).
  • BeOS имеет встроенную поддержку виртуальных экранов, т. е. логическое разрешение может быть больше физического (при этом на мониторе видна часть "рабочего поля"), либо можно создать несколько экранов и переключаться между ними (как бы отображая виртуальные мониторы на один физический).
  • Значок CD-ROM появится на Рабочем столе, только если вставить диск, а при перетаскивании его в корзину привод автоматически откроется (как в MacOS). В Windows же этот значок показывается всегда, даже тогда, когда трогать его нет смысла.
  • Система совместима по данным с Windows и ее программы тоже. Для Be существует несколько версий программы ICQ, позволяющих обмениваться информацией с оригинальными версиями от Mirabilis. Используемая мной GimICQ2 при размере 200 Кбайт поддерживает все функции ICQ98, кроме того, умеет переключать кодировки как броузер, что позволяет общаться на русском языке как с пользователями Windows (где применяется кодировка 1251), так и с работающими под UNIX (все сообщения при этом автоматически перекодируются в КОИ-8 и обратно).
  • Полосы прокрутки можно настроить так, чтобы обе кнопки прокрутки были и с одной стороны полосы и с другой. Насколько это удобно, начинаешь понимать, когда попробуешь.
  • Стандартом для файлов помощи является HTML. Без комментариев.

Список можно продолжать сколько угодно. Иногда складывается ощущение, что программисты Be Inc. реализуют в системе все лучшее, что делают утилиты для других ОС. На самом деле так оно и есть.

В общем-то самый большой недостаток, который я нашел, заключается в отсутствии поддержки системы Juliet, из-за чего невозможно увидеть длинные имена на компакт-дисках, записанных под Windows, - видны только короткие. Хотя это вряд ли долго продлится.

Далее. Мало программ, особенно делового назначения, или серьезных графических пакетов. Сущность проблемы понятна: Microsoft, скорее, свой Office портирует на бесплатный Linux, чем на коммерческую конкурирующую систему. Однако продукты появляются. Точнее, они уже есть, но их становится все больше. Да они коммерческие, но гигантизм офисов под Windows (когда "съедается" несколько сотен мегабайт дискового пространства и несколько сотен долларов из домашнего бюджета) на этом рынке отсутствует: под Be такого не поймут. А если Adobe все-таки сделает то, о чем давно ходят слухи и будоражат общественность, т. е. выпустит версии своих продуктов под BeOS, то рынок графики будет "съеден" очень и очень быстро. Скорость переноса программ может сильно увеличиться со следующего года: есть сведения о намеренности Inprise перенести Delphi и C++ Builder под Be. Вообще-то данное событие будет более эпохальным, чем Photoshop для BeOS - в свое время "ожегшись" на OS/2, Inprise (тогда еще Borland) решила концентрировать усилия на Windows, не отвлекаясь на альтернативные системы.

Так что недостатки есть, но они исправимы. Главное, чтобы Be Inc. продолжала заниматься системой. Впрочем, другого выхода у нее, в отличие от IBM, "придушившей-таки" собственное детище (а именно OS/2), нет - либо BeOS захватит значимый кусок рынка, либо фирма обанкротится.


Итого

А что со всего этого пользователю? Может, не стоит огород городить? Ведь Windows - вполне работоспособная система, ее можно использовать и ни о чем не думать. Что на это сказать? "Запорожец" тоже машина, на нем можно ездить и не желать пересесть на что-то другое.

А если серьезно, BeOS подойдет очень многим. Тем, кто желает использовать полностью возможности своего компьютера, а не ждать выхода очередной версии Windows и бегать по магазинам в поисках еще 64 Мбайт памяти и винчестера на 10 Гбайт после того, как это произойдет. Тем, у кого нет времени и желания разбираться в сообщениях об ошибках и любоваться "на синий экран смерти". Тем, кому стабильность и скорость операционной системы важнее наличия богатого ассортимента игрушек. Тем, у кого дома - РС, а Мас - в офисе, и хочется работать с ними одинаковым образом. Тем, кто не считает нужным становиться сертифицированным специалистом по операционной системе для того, чтобы пользоваться Internet, рисовать картинки и писать тексты на компьютере. Словом, всем, кто считает, что компьютер создан для того, чтобы облегчать работу, а не добавлять новую. Машина должна работать, а человек - думать. Let it Be!

P.S.: Если поедете за системой на Митинский рынок - делайте это с утра - к обеду разбирают.





То Be or not to Be?


Андрей Кожемяко

Сразу хочется оговориться: многим, возможно, покажется, что статья выдержана в "дружеском", чуть фамильярном стиле. Да, так оно, пожалуй, и есть. Дело в том, что материал в первую очередь адресован читателям, уже изучившим статью декабрьского номера и имеющим понятие о том, что такое BeOS и каковы ее особенности. Впрочем, будем только рады, если этой неординарной операционной системой заинтересуются и те, кто доселе не был с нею знаком.


BeOS 5: что новенького?

Начнем с возможностей системы, появившихся в пятой версии. Сначала о поддержке оборудования. Здесь нет столь глобальных изменений, какие были при переходе с 4 на 4.5: новых серверов не появилось, старые не исчезли. Просто теперь система поддерживает большее число устройств. Многие из них (например, мыши с функциями прокрутки) могли работать и в версии 4.5, но лишь после установки соответствующих экспериментальных драйверов, которые поставляются вместе с системой. А вот софт-модемы просто не поддерживались. Теперь же многие из них (не все пока) работают ничуть не хуже, чем под Windows. Так что скоро забудем о таком термине, как WinModem... ну или введем в речь новое слово BeModem. Модем, кстати, теперь можно заставить повторить попытку дозвона несколько раз, если линия занята. Без всяких утилит типа Internet-звонилок!

Продолжается работа над поддержкой шины USB, которая впервые появилась в версии 4. Ранее список поддерживаемых типов периферийных устройств был крайне мал (разве что клавиатуры да мыши), сейчас уже заявлено не что иное, как USB Printing (проверить, увы, не смог, так как дома принтер USB не поддерживает, а в офисе использую сетевой; впрочем, в отличие от некоторых, всем известных разработчиков операционных систем, заявлениям от Be Inc. стоит верить на слово). Можно, конечно, сказать, что медленно все здесь делается, что Windows уже давно поддерживает все виды USB-устройств. Да, но как она это делает? Поддержка была заявлена еще несколько лет назад, а сейчас выясняется, что полноценно работают с этой шиной (включая "горячее" подключение/отключение) лишь при наличии Windows 98 SE или 2000, да и то - возникают проблемы (вспоминается статья Ленина "Лучше меньше, да лучше", а также пословица "Тише едешь - дальше будешь").

Пользователи звуковых карт на чипах Aureal наконец-то получили давно обещанные драйверы под свои карты. С учетом того что Vortex и Vortex2 пользуются достаточно высокой популярностью, это немаловажно (справедливости ради надо отметить, что задержки были не по вине Be Inc. - сроки несколько раз переносились именно Aureal). Да и другие драйверы звуковых карт были переработаны с целью улучшения совместимости и более полной реализации функций устройств.

Улучшилась работа с CD-приводами. Если ранее далеко не всякое устройство, поддерживающее CD-DA под Windows, могло похвастаться тем же самым под Ве, то теперь неподдерживаемые приводы уже в меньшинстве (к сожалению, полностью не исчезли - отлично функционируют, например, все модели ASUS CDS-XX0/A, а вот более старые модификации, пока нет). При этом "грабить" музыку можно хоть файловым менеджером, хоть методом Drag'n'Drop - драйверы CD-DA теперь являются частью системы (в версии 4.5 их нужно было устанавливать дополнительно).

Легче стало жить и пользователям CD-R/RW. Число поддерживаемых моделей существенно увеличено (в основном за счет получающих все большую и большую популярность моделей с интерфейсом EIDE), а программа для записи CD поставляется вместе с системой.

Кстати, о CD. В новой версии BeOS длинные имена на дисках видны нормально, а не в "обрезанном" до стандарта ISO виде.

Раз зашла речь о файловых системах, стоит отметить, что к поддержке FAT/FAT32 добавилась и работа с NTFS (пока только для чтения, но это не беда), причем в отличие от утилит сторонних разработчиков, встроенные драйверы позволяют нормально отображать длинные русские имена файлов на томе NTFS (ранее вместо них отображалась тарабарщина). Ну и очень важным дополнением стал второй "родной" формат - кроме BFS теперь можно работать с так называемым BFS in file - именно из-за него теперь систему могут легко поставить или удалить пользователи Windows (переразбивать диск на разделы теперь совсем не обязательно).

Из приятных мелочей: MP3-файлы для системы являются совершенно обычными музыкальными и воспроизводятся стандартным проигрывателем, точно так же, как WAV или AIFF. Конечно, программы-проигрыватели от сторонних разработчиков мощнее, так что прекращать их использование смысла нет; просто это уже необязательно.

И еще одна маленькая особенность, значение которой трудно переоценить. Ранее многих не устраивало то, как в Ве настраивается меню в Tracker - нужно найти эту папку, а потом уже создавать там ярлыки или вложенные папки. Справедливости ради отметим, что в Windows для более-менее сложных операций тоже приходится все делать при помощи Explorer: мастер может разве что добавить одну ссылку, так что без программ-инсталляторов все равно было бы трудно жить, но в Ве и того не было. Появились средства редактирования меню, причем очень удобные: можно приказать добавить целую реально существующую папку, и все ее содержимое мгновенно будет доступно из меню.

Есть и мелочи в части использования меню Ве, но тоже очень приятные. Появился аналог папки Documents в меню Start Windows, при помощи которой можно быстро открыть один из недавно используемых файлов. А заодно появилось и то, чего в Windows нет, - еще один пункт, хранящий список недавно запускавшихся программ.

А внешне это все та же операционная система все с тем же интерфейсом и практически тем же ядром. В результате многие пользователи, например, изначально заявили, что это, скорее, версия 4.6, чем 5. Признаться, я сам первую пару дней думал так же, а потом вдруг внезапно начал ловить себя на мысли, что вот это стало делать удобнее, а вот то - быстрее, словом, начали открываться взгляду все новые и новые улучшения (выше были упомянуты далеко не все), так что изменение основного номера версии кажется очень даже оправданным (хотя отличий от 4.5 действительно меньше, чем между последней и 4.0).


Ставим? Ставим!

Итак, BeOS 5 PE. Бесплатная, да и винчестер переразбивать на новые разделы не нужно. Почему бы не попробовать установить?

Делается это легко и просто. Версия for Windows представляет собой один ЕХЕ-файл размером 44 Мбайта. Требования к аппаратуре в общем-то невелики - 486-й процессор (не рекомендуется, но работать будет), а лучше Pentium, 32 Мбайт ОЗУ, свободных 512 Мбайт на жестком диске. Вполне нормальная Windows-машина (конечно, Windows 98/2000 на такой конфигурации будет работать отвратительно, а вот для NT 4 или Ве этого вполне достаточно). На "чистую" машину (без ОС) новая версия Ве официально не устанавливается (в этом одно из основных ее отличий от версии Pro): требуется одна из версий Windows (95/98/NT4/2000 - без разницы) или Linux.

Ну что много говорить - запускаем и... видим обычный InstallShield. Отвечаем на пару вопросов, создаем загрузочную дискету (если установка идет из-под NT или 2000, в случае с 9х это необязательно). После установки получаем файл размером 512 Мбайт (не больше и не меньше), который как раз и представляет собой раздел "BFS in file", новую группу в меню и значок на Рабочем столе (в случае Windows 9х). Вот на этот значок мы и нажмем. В случае же NT/2000 просто установим подготовленную дискету в дисковод и перезагрузим компьютер.

Итак, загрузка. Независимо от того, применялась дискета или нет, управление будет передано загрузчику Ве в упомянутом файле. Все. Система загружена. Поглядим, что получилось.

Если запустить Drive Setup, то он, кроме уже имевшихся разделов, укажет на наличие виртуального раздела BFS размером 512 Мбайт - это как раз тот самый файл. Часть его занята самой системой, часть используется под swap, остальное можно применять по своему усмотрению для хранения программ и данных. Много места или мало зависит от того, насколько активно вы планируете работать с системой. Для ознакомления с ПО и принципами работы Ве этого вполне достаточно, а если система так понравится, что станет основной (ну или почти основной), то желательно перенести ее на отдельный раздел (к счастью, это возможно, а как - расскажу чуть позже). Если не понравится - просто выбираем в меню Start пункт UnInstall BeOS 5 Personal Edition, и система корректно удалит себя с компьютера.


Установка BeOS на отдельный раздел - это просто!

Как это делается? А делается это при помощи утилиты BeOS Installer, при помощи которой, кстати, устанавливались ранее версии 4.Х (Be Inc. по неизвестным причинам не стала ее удалять из комплекта поставки РЕ). После ее запуска надо выбрать раздел, на который следует производить установку. Если требуется создать раздел в свободной области диска, то следует запустить DriveSetup (это делается при помощи специальной кнопки в окне Installer). Создав или выбрав имеющийся раздел BFS (если файловая система раздела изначально была другой, Installer переформатирует раздел без особых запросов), можно приступать к инсталляции.

Другим способом является просто аккуратное копирование всего дерева каталогов на новый раздел - в отличие от Windows этот способ с Ве работает нормально. Но использование Installer удобнее, например, возможностью после инсталяции системы поставить Boot Loader, при помощи которого выбирается нужная система из меню при загрузке компьютера. Впрочем, если вы используете System Commander или что-либо подобное, Loader ставить не нужно, а для пользователей NT лучшим вариантом будет добавить Ве в меню начальной загрузки этой ОС (учтите только, что ее загрузчик способен передавать управление лишь в пределах первых 8 Гбайт диска). Последнее можно сделать при помощи утилиты AddBeOS, имеющейся на диске с версией 4.5, или при помощи какой-нибудь из бесплатных программ (например, BootPart.

После того как система установлена, следует загрузить Windows и деинсталлировать BeOS с ее раздела. Вот и все.

Вообще-то наличие BeOS Installer в дистрибутиве BeOS РЕ дает возможность сделать то, чего Be Inc. не обещала - создать загрузочный CD с системой и спокойно устанавливать ее сразу на отдельный раздел даже на "голую" машину. Такой диск я уже видел в Санкт-Петербурге (на рынке в Автово). На работе я, кстати, устанавливал 5 РЕ поверх 4.5.2 - все установленное ПО и документы сохранились, систему не пришлось даже заново вносить в меню NT (работало и так - загрузочный сектор системы не изменился).


Что сделать сразу после установки BeOS?

Независимо от того будете ли вы использовать BeOS на отдельном разделе или нет, после инсталляции необходима некоторая настройка и установка дополнительных компонентов.

В первую очередь это касается среды разработки. Сначала Be Inc. планировала включить нужные компоненты в дистрибутив, однако позднее для удобства выделили его в отдельный архив размером 19 Мбайт (найти его можно там же, где и дистрибутив РЕ, - на нашем CD). Даже если вы не планируете заниматься разработкой программного обеспечения под Ве, установить Development Tools, возможно, придется - некоторые программы поставляются в виде исходного кода, а значит, перед употреблением их требуется скомпилировать (незнакомым с программированием пугаться не стоит: как правило, в данном случае достаточно лишь запустить make-файл, прилагающийся к исходникам). Установка несложная (как, впрочем, и все под Ве) - просто нужно распаковать архив прямо в корневую директорию.

Следующий шаг - русификация системы. Точнее, не полную русификацию (как правило, это неподвластно пользователю), а обучение ее работе с русским языком. Что для этого потребуется? Шрифты и переключатель клавиатуры. Файлы шрифтов можно взять из Windows, а можно поискать в сети бесплатные шрифтовые наборы (или отдельные шрифты). Подойдут любые TrueType в кодировке ANSI (она же Windows, она же Cyrillic 1251) - именно эта кодировка считается стандартом де-факто для Ве (и де-юре для Windows). Найденные шрифты следует записать в папку /beos/etc/fonts/ttfonts (если таковой не существует, просто создайте ее), затем из меню Ве запустить Preferences/Fonts, нажать кнопку Rescan (чтобы система нашла новые шрифты) и выбрать в качестве основных шрифты с русскими буквами. Остаются еще меню - там все настраивается при помощи Preferences/Menu (просто выберите Fonts и укажите, каким шрифтом следует отображать строки меню). Вот и почти все.

"Почти" потому, что после этого вы сможете читать тексты на русском языке и нормально работать с русскими именами файлов на диске. Однако метод переключения с одной раскладки клавиатуры на другую, имеющийся в Ве по умолчанию, мягко говоря, неудобен. Потому стоит скачать и установить такую программу, как Switcher (на сегодня последняя версия - это beta4, найти ее можно на www.bebits.com). После этого переключать клавиатуру на русский или украинский язык или обратно становится так же просто, как отнять конфету у ребенка (не сочтите за злого человека - шучу я).

А еще стоит сменить броузер. Поставляемый вместе с системой NetPositive 2.2, мягко говоря, устарел. Так что лучше скачать либо версию 3.0d3, либо Opera. Какой лучше? Сложно сказать. Opera, конечно, мощнее NetPositive, однако последний компактнее, проще настраивается, требует меньше ресурсов, а его возможностей хватает практически всегда. А стоит ли осваивать Opera (впрочем, если вы уже используете этот броузер под Windows, то ничего особо осваивать и не придется), это еще тот вопрос: вскоре можно ожидать выхода "великого и ужасного" BeZilla (фактически это Netscape 6.0 для BeOS).

Ну а далее - по вкусу. Любители общаться по "Аське" наверняка "ломанутся" на сайт BeBits за JimICQ, MyBeCQ или другой подобной программой. Те, кто полюбил искать МР3-файлы при помощи Napster, займутся освоением его версии под Ве, любители WinAmp скачают с BeBits CL-Amp... Ну и так далее - интересных программ, оптимизированных под новую версию BeOS, предостаточно.


BeOS и сети

Как показывает практика, работа в сети является одним из "подводных камней", ожидающих новичка в мире Ве. Однако проблемы вполне разрешимы.

Начнем с глобальной Сети. Система полностью готова к работе в Internet как в качестве клиента, так и в виде небольшого сервера. Проблема может возникнуть только на этапе подключения, да и то только при использовании удаленного доступа. В основном пользователи сталкиваются со следующим: модем опознается системой, подключение к провайдеру происходит, но ничего не действует. Связано это с тем, что при работе Ве через модем DNS настраивать обязательно (при работе с Windows возможен способ, когда эти адреса получаются автоматически). Если вы не знаете адресов DNS-серверов своего ISP, то стоит позвонить в службу поддержки и выяснить их или на худой конец отыскать в сети какой-нибудь DNS-сервер, который "не откажется" принимать запросы с вашего компьютера (таких большинство, главное адрес узнать). В противном случае вы не сможете работать с доменной системой имен, хотя любой софт будет функционировать при указании IP-адреса нужного сервера.

Теперь о локальных сетях. BeOS отлично поддерживает протоколы TCP/IP и AppleTalk, но есть некоторые тонкости. Если в сети из Mac'ов компьютер под управлением этой ОС будет чувствовать себя как дома, используя общие ресурсы (такие как принтеры или общие диски), то для Windows она будет все-таки чужаком. Можно организовать обмен файлами при помощи FTP, можно даже при помощи TELNET удаленно войти на компьютер с Ве, но многим не хватает стандартных функций "Сетевого окружения" Windows. Эта проблема решается при помощи такой утилиты, как World O'Networking (она поставлялась с версией 4.5, но не вошла в дистрибутив 5 РЕ, и ее нужно скачивать отдельно). После ее установки и настройки можно обратиться к "расшаренным" файлам и принтерам Win-машин точно также, как из-под Windows.

Даже более того: если отметить всего один check-box, видны становятся и Hidden Shares, что означает: для пользователя компьютера с Ве доступны (при знании паролей) абсолютно все файлы и прочие ресурсы Windows-машин (вот такая вот у Windows пародия на защиту).

Свои ресурсы легко распределить, установив Samba. Впрочем, не очень-то это и нужно - все-таки "правилом хорошего тона" является как можно меньшее число разделенных ресурсов на рабочих станциях (в идеале их вообще не должно быть, а вся работа по обеспечению взаимодействия должна выполняться серверами). Единственная тонкость: World O'Networking не прописывает при установке поле GATEWAY в файле network (где хранятся все настройки). Этот файл имеет обычный текстовый формат, так что остается лишь найти запись GATEWAY= и подставить туда IP-адрес Windows-сервера (иначе ничего работать не будет). Возможно, вскоре это исправят и установка станет полностью автоматизированной.


Windows Decor

В свое время среди пользователей Windows было очень популярным искать в системе так называемые "пасхальные яйца" - скрытые от пользователя смешные (или не очень) сообщения, шутки разработчиков, не относящиеся напрямую к функционированию операционной системы и ее программ. В Be Inc. таким особо не злоупотребляли: зачем увеличивать размер программы ненужным кодом? Впрочем, одно такое "яйцо" со времен 4.х осталось. Хотя, скорее всего, данную "фичу" стоит отнести немного к другому классу скрытых возможностей.

Нажмите кнопки Ctrl-Alt-Shift и, не отпуская их, щелкните кнопкой мыши на меню Ве. Список пунктов меню будет на один больше, нежели обычно - добавится как раз Windows Decor. С его помощью можно выбрать стиль окон: стандартный, Windows 95/98, MacOS или AmigaOS. Возможно, кому-то новый вид окошек понравится больше или просто окажется привычнее (мне больше нравится стандартный для Ве).


Продолжение следует...

Итак, BeOS 5 PE уже доступна, причем даже очень доступна. Простота установки и невысокие требования к компьютеру привели к тому, что число попробовавших данную систему "на зуб" достаточно велико и будет расти. Кто-то вернется к работе с Windows (привычно продолжая поминать Microsoft нехорошими словами за ошибки и недоделки), ну а кто-то... кто-то наверняка вольется в ряды пользователей BeOS. Сколько окажется тех и других - покажет время. Ну а для тех, кто все-таки решит серьезно связаться с продуктом Be Inc., в последующих номерах ПЛ мы продолжим рассказывать о имеющемся прикладном софте, особенно первой необходимости. To Be continued...


Опубликовано в "Подводной Лодке" № 6-2000 с. 117






Что пишут про BeOS

Игорь Кузнецов

Никаких книг на русском языке про BeOS не существует. Отрывочные материалы появляются в компьютерных журналах, однако все эти статьи написаны в стиле "первое знакомство". Некоторые материалы перечислены ниже.


* КомпьютерПресс №2-1996 с. 151. Сергей Новосельцев. - Видимо, первая (и лучшая) статья про BeBox. По сути, BeBox - это тот же Макинтош, только двухпроцессорный.

* BYTE, май 2000 с. 14 Алексей Шуксто "Кое-что о BeOS"

* BYTE, июнь-июль 2000 с. 18 "BeOS: первый взгляд" (продолжение)

* BYTE, сентябрь 2001 с. 74. Александр Потемкин "Полноценный десктоп от BeOS"

* Hard n Soft, октябрь 1999 с. 64 Подробно про версию BeOS 4.2

* Hard n Soft, май 2000 с. 42 Олег Тройко "BeOS делает следующий шаг"

* Upgrade январь 2001 с 36 - Про поддерживаемое железо

Подводная Лодка, №4-2001 с. 130. Сергей Маленкович "BeOS - быть операционкой"

Подводная Лодка № 6 - 2000 с. 117. To Be or not to Be? А. Кожемяко
- этот номер особенно интересен тем, что там на прилагаемом компакт-диске - дистрибутив BeOS 5.0 - можно сразу установить... Дистрибутивы BeOS появлялись и на дисках других журналов (например, MegaPLUS). Старые номера журналов можно найти в центральных библиотеках. (Да не у Мошкова, а в традиционных, бумажных. Есть еще такие.) В Митино я видел диск "BeOS 5.0 и все необходимые программы" - там, помимо дистрибутива BeOS, великое множество всякого мелкого софта, причем большинство программ с исходниками. Разумеется, все это можно легко скачать и из интернета, дистрибутив относительно компактен: 43 Мб - сама система, плюс 19 Мб - комплект для разработчика, включающий компилятор C++ и документацию.

Таким образом, единственным реальным источником информации остается документация, поставляемая в комплекте с системой и интернет. Сайты есть, и их много. Начать, к примеру, можно с сайта

http://www.beos.complexero.com/

Более полный список см. в разделе "ссылки".

Надо заметить, что ключевая особенность BeOS, которая выделяет ее в ряду всех остальных альтернатив Winдовсу, и, даже, более того, делает единственной реальной альтернативой - в том, что эта система сразу, с первого дня, проектировалась как полноценная настольная система для индивидуального персонального компьютера. В то время как все остальные альтернативы выросли из систем, не имевших никакого отношения к персоналкам. Например, FreeBSD, да, собственно и любой unix - это система сетевого сервера, многопользовательского компьютера, но никак не настольная. Вся ее архитектура заточена под это. А популярный народный Linux - он вообще написан студентами-программистами для тренировки. Linux хорошо идет как тренажер... Да, впрочем, и Винdows задумывалась как пособие для обучения пользователей приемам работы в OS/2 Warp. Смотрим дальше. QNX? Хорошая система, и вроде бы в последних версиях ее изо всех сил пытаются сделать настольной. Однако то, что там делают сейчас, было в BeOS с первого дня. Впрочем, у каждого есть право на выбор. Главное, чтобы это не был выбор из одного кандидата. А то, помните, как было - захочешь вычеркнуть, так чернил в чернильнице нет. И даже не важно, Билл Гейтс, Леонид Брежнев или Большой Брат - надо думать своей головой, а не головой соседа. Тогда все будет нормально.


Вот еще несколько материалов, которые не имеют прямого отношения к BeOS, но тем не менее их полезно прочитать для расширения кругозора.

* Harf n Soft, май 2001 с. 54. О двухпроцессорных компьютерах.

* http://www.snarky.com/
- особенно колонку № 316 - миф о среднем классе;
- а также колонки - № 33 (113) - "PC - это поп-культура, и продавать ОС надо, как новый диск Мадонны..."; № 37-38(117-118) - "Шестое чувство, или "Мама, я Windows люблю!"

* http://www.parallel.ru/
- про параллельные вычисления и архитектуры. Весьма рекомендую.

* http://www.laertsky.com/akk/tule.htm
- общество Туле А. Лаэртского. "ИХ ДИСКОТЕКА"

* Компьютерра № 3 (130) - 22 января 1996 с. 36. Андрей Кожемяко - "Почему я не люблю фирму Micro$oft".

* http://www.design.ru/kovodstvo/
- ру.Ководство - параграф 87. "Клиент всегда не прав"

* ПЛ-компьютеры № 12 - 2001 с. 131. "ОС на одной дискете" - QNX, MenuetOS, PicoBSD, Linux.



Hosted by uCoz